«МАСТ ХЭВ» КАТЕРИНЫ ПОЕДИНЩИКОВОЙ
Текст: Светлана Долганова
Современное искусство - мир особый, он не слишком гармоничный, сложный, противоречивый. Острое блюдо, одним словом. Пища не для слабых желудков. Зрелище для весьма не слабонервных. Что поделаешь, современный мир таков, что искусство, которое во все дни является зеркалом, в которое мир глядится, становится с каждым днем все более жестким и брутальным. Так что когда смотришь на картины милой, миниатюрной, хрупкой девушки-блондинки, зачастую рискуешь оказаться в мире людей, похожих на монстров, и монстров, похожих на людей. В мире, где кровь льется как вода, где таранти-новы комиксы обретают страшноватую убедительность, а вполне невинная русская народная сказка "Колобок" может запросто обратиться в стивенкинговскую страшилку. И когда ты вроде бы совсем напуган, вдруг совсем рядом, по соседству обнаруживаешь вполне лиричный мотив, изящный и колористически звонкий, который после брутального громыхания прозвучит нежным, задумчивым вальсом. Именно такое впечатления на меня неизменно производит творчество молодой, талантливой екатеринбургской художницы Катерины Поединщиковой.
Ну, а то, что все еще сложнее я поняла, когда побывала в мастерской у Катерины Поединщиковой, расположенной в здании свердловской киностудии. Вполне, надо сказать, артхаусное местечко, готовая декорация для съемок какого-нибудь тарантиновского фильма из жизни художников (ну, или что там брутальному Квентину придет в голову). Тарантиновские образы, кстати, вполне не чужды Катерине, у нее есть даже серия работ на эту тему. Художницу вообще влекут сильные современные страсти, поединки, схватки. Ну, а их в нынешние времена проще всего встретить где-нибудь на боксе, или на скачках, или на хоккее. Вот уж где изобилие сложных ракурсов, искаженных сверхусилием лиц и брызжущих эмоций. Поединщиковой нравится окунаться в этот кипящий котел человеческих эмоций, искать в нем вдохновений и впечатлений, чтобы потом в мастерской выплеснуть все это на свои отнюдь не маленькие холсты. У этой художницы всегда все всерьез и по-взрослому. Ее работы своей беспощадностью часто напоминают уличные граффити, да и размер подходящий. Поединщикова, не задумываясь, взялась бы расписать небоскреб, была бы, что называется кисточка побольше, да кран повыше. Уличные сюжеты - тоже ее родная стихия. Чего стоит только картина "Последний звонок", с мини юбками отнюдь не невинных школьниц, чьи образы столь далеки от канонических праздничных белых бантов, розовых мечтаний и песенки про "школьные годы чудесные". Признаемся, в последние годы нам случалось не раз видеть именно таких школьниц с банками пива, на газоне, в весьма раскрепощенных позах. Просто, до сего момента они не столь уж часто становились героинями живописного полотна.
Что и говорить, Катерина Поединщикова действительно стопроцентно современна. Ее работы - отражение действительности не просто повседневной, а сиюминутной, документальной, и от этого вдвойне болезненной, к тому же еще и вполне юношески-подростковой, ибо тинэйджеровские воспоминания для художницы еще более чем свежи. В нежном возрасте человек все воспринимает вдвойне сильно и ярко. Мир еще не утратил для него своей новизны, не стал удобен и понятен, как разношенные туфли, которые уже сели на ногу и не мешают при ходьбе. Нет, этот мир тебе еще везде натирает, везде острые углы, о которые бьешься локтями и коленками, который раздражает и пугает, мучает и доводит до истерики. Это и рождает то искусство, которое всегда на грани нервного срыва, которое смеется сквозь слезы, закатывает истерики, прикалывается и выпендривается, делает татуировки и пирсинги, красит волосы во все цвета радуги, гоняет на мопедах, а чуть что уезжает развеяться на Бали или в Тайланд. Все это и с избытком есть в творчестве Поединщиковой. И подружки, заказавшие пиццу и лопающие ее прямо в постели и прямо из коробки ("Крошки в постели"), и хипстеры, фотящие себя в зеркалах пафосными "эпплами", и красотки, оттягивающиеся в солярии или загорающие топлесс на пляже. Все это "маст хэв" нашего времени (работа с таким названием у Катерины, кстати, тоже есть). Да и сама Катерина Поединщикова в последнее время для Екатеринбурга становится все больше этим самым "маст хэв". Ее выставки неизменно привлекают к себе внимание знатоков, ее работы обсуждают, о ее манере спорят, ее сюжеты впечатляют. А что она? Она работает. Работает много и увлеченно, сериями выпуская свои живописные впечатления о современной с ума сводящей действительности. Ей все интересно: космический туризм, как крайняя форма проявления любви к адреналину и экстриму, дорожные работы, кото-рые у нас повсюду, зимой и летом, связка бананов, потому что красивая, сказка "Колобок", потому что трагичная и вполне тарантиновская. Что в следующий момент привлечет ее внимание, бог весть.
На выставке "Мальчики-девочки" есть одна картина. Называется она "Нежные мамины руки". Весьма характерная для Поединщиковой вещь. Первое, что бросается в глаза (еще бы не бросалось!) - это перекошенное лицо рыжей веснушчатой девчушки, которой "нежные мамины руки" плетут косичку с таким увлечением, что почти скальпируют ребенка. В сущности, почти каждой девочке это ощущение в какой-то мере знакомо. В детстве мы все поголовно плакали в парикмахерских, но, пожалуй, только Катерине Поединщиковой пришло в голову сделать это не слишком приятное детское воспоминание сюжетом вполне монументального живописного полотна. Впрочем, когда приглядишься к этой работе, вдруг замечаешь вполне симпатичного кота, который пытается поиграть с рыжей косичкой. А потом замечаешь и богатую живописную фактуру работы, ее яркий, оптимистичный колорит, неожиданность ракурсов, словом, все то, что отличает подлинно талантливые работы от вполне проходных. И начинаешь понимать, что, пожалуй, не так уж все тут просто.
На выставке "Мальчики-девочки" есть еще одна ее работа, именуемая "Юная теннисистка". Сколько мы уже видели таких девочек в коротких спортивных юбочках и бейсболках, которые с резкими криками отбивают крученые мячи и бегают по корту. Художница и здесь показывает и резкий ракурс, и крайнее напряжение мышц, и яркость солнечного дня, и всю сложность этого спорта, который со стороны кажется таким красивым, гламурным и привлекательным, а на самом деле по-своему так же мучителен, как бокс или хоккей. Я смотрю на эту работу и думаю о том, что, в сущности, она тоже про Катерину, про ее нелегкую игру на этом корте, который она для себя избрала, где все уже давно всерьез, и надо просто держаться и отбивать летящие в тебя мячи. Этот мир ей еще жмет, еще натирает и слепит ярким солнцем, но в нем есть та манкость и пассионарность, которая заставляет каждый день браться за кисть и вставать к мольберту, снова увлекаясь, влюбляясь, ошибаясь, улыбаясь и думая, что следующая работа будет еще круче и резче предыдущей. А что делать? Такая теперь пошла игра!
Картины Катерины Поединщиковой представлены на выставках "Древо" , "Тайка и фаранг" , "Мальчики-девочки", "Северо-Юг" , "Трапеза", "Вазы. Амфоры. Кувшины."