Сентябрь, 2015 г.
Живопись
Текст: Светлана Долганова
ЖЕМЧУГ ВСЕГДА ПРАВ!
Говорят, в самом начале вселенная была чрезвычайно темным и очень скучным местом. Там никогда и ничего не происходило, а если что-нибудь и случалось, то разглядеть это было совершенно невозможно. В какой-то момент это кому-то надоело, и вспыхнул свет! Свет бесконечный, разнообразный, всюду проникающий, обволакивающий, дающий жизнь, силу и красоту. «Почему вы не берете его к себе в Свет?" - спросил известный персонаж известного романа, тот самый, специалист по тьме. «Он не заслужил Свет!» - ответили ему. Так что же нужно, чтобы заслужить Свет?
Как ни странно, кому-то Свет дается сразу как источник вдохновения, как альфа и омега пространства, как бесконечная возможность создавать на полотне утонченные и изысканные образы. Свет вошел однажды и в работы художника Юрия Первушина. Вошел, чтобы больше уже никогда не покидать его живопись. Благодаря мерцающему свету на картинах художника самые обыденные предметы - помятая жестяная банка или прозаический тюбик - становятся почти посланцами иных миров. Ну, а уж если внимание Первушина привлечет что-нибудь возвышенное, прекрасное и совершенное, как, например, жемчужина, приготовьтесь насладиться живописной поэмой, которая поведает о лунном свете, шепоте волн и морской пене. Нужно всего лишь зайти на выставку Юрия Первушина «…и немного нежно», которая открыта Доме-музее Мамина-Сибиряка на ул. Пушкина, 27 в рамках 3-й Уральской индустриальной международной Биеннале современного искусства».
«Жемчуг, перламутр, морские раковины всегда меня восхищали, - говорит художник. - Можно бесконечно смотреть на то, как горит огонь или как течет вода, а я могу долго смотреть на переливы перламутра, на идеальную округлость жемчужины, на завитки раковины». Действительно, в этих созданиях природы - красота мира, которая проста, прекрасна, бесконечно разнообразна и в то же время непонятна. Почему природе вздумалось создать этот символ совершенства – морскую раковину, которая так похожа на овеществленную формулу красоты? Форма раковины вдохновляла художников эпохи рококо и воодушевляет современных архитекторов и дизайнеров на создание удивительных по красоте и в то же время ультрасовременных зданий и объектов. И почему именно раковина рождает это необыкновенное создание - жемчужину, столь хрупкую, столь вечную и столь драгоценную? Когда держишь в руках жемчужину, то понимаешь, что это живое существо со своей биографией, родословной, со своими мыслями и чувствами. Она может испытывать боль, может впадать в отчаяние. Говорят, жемчуг предан своему владельцу и вдали от него начинает тосковать, болеть, гибнуть. В мире есть знаменитые жемчужины, вроде легендарной грушевидной Перегрины, которая то украшала царственных особ вроде Марии Тюдор, то становилась военным трофеем, вывезенным из Испании Жозефом Бонапартом - бездарным братом Наполеона. В 20 веке она уходит с молотка на аукционе «Сотби» за рекордную сумму и попадает в коллекцию драгоценностей Элизабет Тейлор, которая, украшая Перегриной свою легендарную грудь, бесконечно позирует фотографам. Биография Перегрины увлекательнее любого приключенческого романа и в ее истории еще рано ставить точку.
Жемчуг не раз вдохновлял художников на создание знаменитых полотен. Перегрину, кстати, с удовольствием писал Веласкес. Тьеполо не уставал воспроизводить на полотнах и фресках историю о жемчужине Клеопатры. Но больше всех памятна знаменитая «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера, о которой писали стихи и сейчас так охотно снимают фильмы. Так что, берясь за «жемчужную тему», Юрий Первушин вполне осознавал, в какое сложное состязание ему предстоит вступить. Но тем интереснее стала для него работа над этой выставкой.
Экспозиция получилась удивительно цельной и гармоничной. Глядя на перламутровые совершенные по форме круглые кулоны, написанные Первушиным, находясь среди этих перламутровых видений, вдруг начинаешь ощущать себя жемчужиной. Где-то вдали уже звучит «Лунный свет» Равеля, соленые теплые волны перекатываются через тебя, и рука черного невольника, нашедшего Перегрину, тянется к раковине, в которой ты заключена, взмах кинжала, короткая боль, и вот ты уже ложишься на черную ладонь каплей этого лунного света. Говорят, невольнику за эту находку подарили свободу. Он тоже увидел свет в конце длинного туннеля боли и отчаяния. А его жемчужина отправилась в свое бесконечное путешествие, чаруя, увлекая, вызывая вожделение и зависть, отчаяние и счастье. «Жемчуг всегда прав!» - говорила великая Шанель, украшая себя каскадами жемчужных нитей и зная о тайном союзе Женщины и Жемчужины.
«Жемчуг - это прохлада, прикосновение жемчужин ласково и скользяще. Одна жемчужина похожа на точку, а ожерелье – на бесконечное многоточие, - говорит куратор выставки Марина Дашевская. - На фоне суровых реалий жизни, призывающих к мобилизации и напряжению, творчество известно петербургского художника Юрия Первушина возвращает нас к миру, созерцанию и нежности».
Есть такая беспроигрышная метафора – «перл создания». Это значит воплощение совершенства. Юрий Первушин, вступивший в состязание с самой природой, создавшей когда-то этот удивительный символ гармонии, нежно прикасается кистью к холсту, чтобы слой за слоем воссоздавать слои перламутра. В природе этот процесс бесконечен. А художник только в начале многоточия.